Главная / Статьи / Умайр Ибн Уахб

Умайр Ибн Уахб

Умайр Ибн Уахб

«Поистине, Умайр ибн Вахб стал для меня роднее, чем некоторые мои дети.»

Умар ибн аль-Хаттаб

 

                Умайр ибн Вахб (по-арабски: وهب بن عمير) был отцом Вахб ибн Умайра. Они оба участвовали в битве при Бадре на стороне курайшитов, Умайру удалось бежать, а его сын попал в плен к мусульманам.

                Умайр ибн Вахб был истинным дьяволом среди курайшитов, из тех, кто подвергал унижениям Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников, которые встречали с его стороны мучения в Мекке.

                Умайр опасался, что мусульмане возьмут юношу заложником в качестве платы за его, Умайра, грехи и подвергнут его жестоким пыткам за тот вред, который он нанёс Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам, да будет доволен ими Аллах, в назидание и для запугивания других. Как-то утром Умайр отправился на место поклонения, чтобы совершить обход Каабы и испросить благословения у находящихся там идолов. Там он увидел Сафвана ибн Умайу, который сидел рядом с аль-Хиджаром. Приблизившись к нему, Умайр сказал: — Доброе утро, о вождь курайшитов! — Доброе утро, о Абу Вахб, — ответил Сафван. — Присаживайся, поговорим часок, и за беседой проведём время. Умайр сел рядом с Сафваном ибн Умайей, и двое мужчин начали вспоминать события битвы при Бадре и её ужасный исход. Они вновь перечислили имена пленных, попавших в руки Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Они оплакивали знатных курайшитов, павших под ударами мечей мусульман и сгинувших в недрах Кулаиба.

                Он упомянул тех, кого сбросили в колодец, и их трагедию. Тут Сафван воскликнул: «Ей-богу! Разве можно жить спокойно после того, что случилось с ними?» Ему Умайр ответил: «Ты сказал правду, ей-богу! Клянусь, если бы не долг, которого я не могу уплатить, и если бы не дети, за которых я боюсь, что они пропадут без меня, то я сел бы верхом и отправился бы к Мухаммеду (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы убить его. У меня есть мотив для приезда к ним — мой сын у них в плену». Его словами воспользовался Сафван, говоря: «На мне будет твой долг, я уплачу его. Твои дети будут вместе с моими — я их буду утешать, пока живы. Я им дам все, что смогу». Умайр ему сказал: «Тогда не говори обо мне, пусть это останется между нами». Ответил: «Сделаю». Потом Умайр велел принести ему меч, наточил его и смазал ядом. Затем он отправился в Медину и приехал туда. И вот Омар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, находился среди группы мусульман, беседовавших о битве в долине Бадр, упоминавших милость Аллаха им в этой битве. Вдруг Омар увидел Умайра ибн Вахба, который остановился перед дверью мечети, опоясанный мечом, и сказал: «Эта собака — враг Аллаха Умайр ибн Вахб — пришел со злым умыслом. Это он разжигал рознь между нами и определял нашу численность в день битвы в долине Бадр». Потом Омар вошел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказал: «О Пророк Аллаха! Это — враг Аллаха Умайр ибн Вахб. Он пришел, опоясанный мечом». Пророк(саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Впусти его ко мне!» Омар подошел к Умайру, взял за перевязь меча на его шее и крепко схватил его. Находившимся там ансарам он сказал: «Введите его к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), сядьте возле Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и берегите его от этого нечестивца. Ему нельзя доверять». Потом он ввел Умайра к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел Умайра, перевязь меча на шее которого крепко держал Омар, сказал: «Отпусти его, о Омар! Подойди, о Умайр!» И он подошел, потом произнес: «Ангиму сабахан — доброе утро!» Это было общепринятое приветствие среди язычников. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Аллах удостоил нас более лучшего приветствия, чем твое приветствие, о Умайр, — приветствие с пожеланием мира. Приветствие обитателей рая». Умайр сказал: «Но ведь, ей-богу, Мухаммад, это приветствие для меня — новое». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)спросил: «Что же тебя привело, о Умайр?» Ответил: «Я пришел за пленным, который находится в ваших руках. Будьте к нему снисходительны!» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «А для чего тебе меч, который висит у тебя на шее?» Тот ответил: «Да пропадут они, эти мечи, пропадом! Они нас не защитили!» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил Умайра: «Скажи мне правду, для чего ты приехал?» Умайр ответил: «Я пришел только для этого». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Нет. Ведь ты сидел вместе с Сафваном ибн Умаййа в аль-Хиджре, и вы вспоминали сброшенных в колодец курайшитов. Потом ты сказал: «Если бы не долг за мной и не дети, то я бы поехал и убил бы Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Сафван взял на себя твой долг и твоих детей, чтобы ты убил меня. Но Аллах не допустит тебе этого!» Умайр сказал: «Я свидетельствую, что ты — посланник Аллаха! Мы обвиняли тебя, о Посланник Аллаха, во лжи, когда ты приходил к нам с небесной вестью, с ниспосланным тебе откровением. При этом деле, кроме меня и Сафвана, никого не было. Ей-богу, я знаю, что только Аллах мог тебе об этом сообщить. Слава Аллаху, который указал мне прямой путь к исламу и привел меня таким образом». Потом произнес слова исповедания веры. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Обучите брата вашего своей вере, прочитайте ему Коран, освободите его пленного!» Они так и сделали. С огромной радостью восприняли мусульмане весть о том, что Умайр ибн Вахб принял Ислам, а Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, даже сказал: “Истинно, свинья была мне желаннее, чем Умайр ибн Вахб, когда он пришел к Посланнику Аллаха. Сегодня же он стал для меня роднее, чем некоторые мои дети”.

                Умайр очищал свою душу исламским учением, заполнил своё сердце светом Корана, приветствуя лучшие и самые замечательные дни в своей жизни. Это так захватило его, что заставило забыть Мекку и мекканцев. В то же самое время преисполненный самых радужных надежд Сафван ибн Умайа обходил людные места курайшитов, говоря всем: — Я предвещаю вам великую весть, которая скоро дойдёт до вас и заставит забыть вас даже поражение в битве при Бадре!

                Однако когда ожидание затянулось, Сафван ибн Умайа почувствовал, как беспокойство постепенно проникает в его душу. Он уже не мог усидеть на месте, как будто под ним были раскалённые угли. Сафван расспрашивал всех путников и всадников об Умайре ибн Вахбе, но никто не мог дать ему успокоительного ответа… В конце концов, один из путешественников сказал ему, что Умайр принял Ислам… Эта новость потрясла Сафвана, подобно удару молнии, так как он пребывал в глубочайшей уверенности, что Умайр ибн Вахб не примет Ислам даже в том случае, если все жители планеты станут мусульманами.

                Просветившись в своей религии и заучив наизусть некоторые высказывания своего Владыки, Умайр ибн Вахб пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал ему: — О Посланник Аллаха, в течение длительного времени я упорно пытался погасить свет Аллаха, причинял огромный вред тем, кто придерживался религии Ислама. Я хочу, чтобы ты разрешил мне отправиться в Мекку и призывать курайшитов к Аллаху и Его Посланнику. Если они примут мой призыв, то это будет благом для них, а если отвергнут, то я буду наносить вред их религии точно так же, как я вредил в прошлом сподвижникам Посланника Аллаха. Получив разрешение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Умайр прибыл в Мекку. 

                Приехав в Мекку, Умайр стал призывать к исламу, сильно обижать тех, кто с ним не соглашался. С его рук многие приняли ислам».

                Придя в дом Сафвана ибн Умайи, он сказал: — О Сафван, истинно, ты один из вождей Мекки и один из умнейших курайшитов. Неужели ты вообразил себе и уверен в том, что ваше поклонение камням и жертвоприношение может быть истинной религией?! Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха.

                В Мекке Умайр продолжал призывать к Аллаху, в результате чего Ислам приняли многие люди. Аллах щедро вознаградит Умайра ибн Вахба и ниспошлёт свет в его могилу.

                Ибн Исхак говорил: «Умайр ибн Вахб или аль-Харис ибн Хишам — один из них рассказал мне, что он увидел во время битвы в Бадре Дьявола (Иблиса) в образе Сурака, когда тот убегал. Один из них говорил: «Куда ты, о Сурак?» Об этом Аллах ниспослал следующий аят: «Вот Шайтан обрисовал им их положение в лучшем виде и сказал: «Никто из людей не победит вас ныне, я вам помощник!» (8:47) и рассказал о том, что Иблис их обольстил, приняв образ Сураки ибн Малика ибн Джуашума, когда они вспомнили о войне, которая произошла между ними и Бану Бакр из племени Абу Манат ибн Кинана, как было сказано выше. Всевышний говорит: «И когда обе группы увидели друг друга», и когда враг Аллаха увидел войско Аллаха из ангелов, которых послал Аллах на помощь своему Пророку и верующим против их врага, «он отступил вспять и сказал: «Я покидаю вас, я вижу то, что не видите вы» (8:48). Враг Аллаха был прав: он видел то, чего не видели они, и сказал: «Я покидаю вас, ибо я боюсь Аллаха: Аллах сильно наказывает».

                Мне рассказывал один из них, что они видели его в каждом жилище в образе Сураки и не удивлялись его присутствию. Когда состоялась битва в Бадре и два ополчения встретились, он пошел на попятную, привел их и бросил на произвол судьбы.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Комментарии

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Scroll To Top